История города газетной строкой

История города Мегиона на страницах старых журналов и газет

Алешина, Т. Ровно сорок лет назад / Т. Алешина // Мегионские новости. – 2004. – 2 июля. – С. 2. : фот.

Ровно сорок лет назад

Для Василия Николаевича Пузикова историческая дата 5 июия 1964 года, вписанная в летопись освоения нефтяного края, как день отправки первого танкера с сибирской нефтью от причала на Баграсе, – особая память. У каждого человека в жизни есть свои вехи, они хранятся в уголках сердца, и при случае застучит оно чаще обычного, и встанет минувшее перед глазами так, как будто произошло только вчера...

Начало лета 1964-го было холодным, совсем, как нынешнее. Весенняя распутица плавно переросла в летнюю «непралазицу», подпитываемую частыми дождями. Болото жадно норовило засосать лежневые дороги в свою ненасытную 
утробу.

Пузиков.jpgВасилию Николаевичу Пузикову, водителю вездехода-амфибии, работы хватало. Баграс готовился отправить свою первую нефть на переработку. Разговоры пассажиров амфибии – операторов нефтедобычи с каждым днем становились все оживленнее: обсуждали суточный дебит скважин, прикидывали, сколько танкеров понадобится, чтобы нефтеналивные емкости только что построенного товарного парка не переполнялись, нетерпеливо следили, как заканчивается строительство нефтеналивной трубы на Мулке, где почти на самом берегу гордо высидись скважина Р-8 и трибуна для празднования знаменательного события. Гордились! Каждый чувствовал свою причастность к большому делу.

Утром, 5 июня, распогодилось. Холодный ветер разорвал плотную пелену облаков, разогнав их по углам небосклона. Ровно в девять катера привезли из Мегиона школьников, приглашенное начальство, знаменитые бригады первопроходцев. Разукрашенная транспарантами и флагами трибуна не вмещала почетных гостей. Едва ли не каждый – Имя, гремевшее на всю страну: Норкин, Быковский, Меджевский...

Много слов не говорили. Что слова? Какое понятие «великого русского обозначит меру их труда, позволившего вырвать из болотной трясины нефть?!

«Ура!» грянуло тогда, когда Абазаров, окруженный плотным кольцом народа, взялся за штурвал задвижки. Казалось, слышно, как мощный поток нефтяной реки хлынул по трубе. Ликование было неподдельным. Полетели вверх шапки, букеты цветущей черемухи – получи Родина долгожданное «черное золото»!

После митинга собрались в столовой. На начальство и подчиненных не делились. Для всех одинаковой диковиной была разложенная на общепитовских тарелках тонко нарезанная колбаса. Угощались в основном жареными карасями, которых наловили свободные от вахты нефтедобытчики, водители и механизаторы – их вклад в общий праздник.

К двенадцати гости разъехались. Пузиков развез вахту на кусты. Праздник праздником, а работу никто не отменял.Через час, Василий Николаевич только и успел отхлебнуть чаю, в вагончик влетел запыхавшийся оператор с Р-8: «Заводи вездеход! Беда! Берег разрушился, задвижки уходят под воду!».

Кинулись к берегу: трибуна, с которой всего час назад звучали бравурные речи, и труба, наполнявшая танкер нефтью, скрылись под водой, успевшей продвинуться к берегу не меньше, чем на тридцать метров.

Сообщили в Мегион. На место происшествия немедленно выехали начальник экспедиции Абазаров и начальник по транспорту Зарубин. Вместе с ними прибыла тяжелая техника.

Раздумывать долго было некогда. Мощный напор поднимающейся воды грозил переломить нефтеналивной трубопровод, как соломинку. Решили резать его, закрыв задвижки у основания, остаток трубы вытянуть со дна, чтобы они не протаранили дно барж, что должны регулярно подходить к причалу .

Ситуация нештатная: отрапортовав о начале регулярной поставки сибирской нефти на переработку, отменять прием танкеров было бы недопустимым. Существовал построенный на Оби второй причал на Р-28, но там было всего два резервуара, а значит неминуемы простои нефтеналивных речных судов.

Абазаров поставил задачу: устранить аварийную ситуацию, восстановить причал в кратчайшие сроки - за три дня! Василий Николаевич Пузиков вспоминает:

– На аварии трудились все, кто в то время был на Баграсе. Никто и не подумал о том, чтобы уехать по окончанию вахты, никто не подсчитывал рабочие часы. Работали не за страх, а за совесть. Владимира Алексеевича Абазарова рабочий люд уважал. Он умел потребовать, но умел быть и благодарным за труд. Помнится, однажды, в весеннюю распутицу, я с напарником должен был доставить на отдаленный куст оборудование для буровой. Выехать – выехали да чувствуем – далеко не уедем. Амфибия - хоть и мощный вездеход, но все же не всесильный. А дорога – хуже некуда. Подумывали развернуться обратно. Вдруг – впереди вертолет. Завис над самой землей. Мы остановились. Из вертолета Абазаров выпрыгивает: «Мужики, – говорит, – никак нельзя вам назад! Вы не пробьетесь – встанет буровая до самых холодов. Разрешаю оставить технику на буровой, назад не ехать. Я сам за вами прилечу!».

Надо – значит надо! Двое суток пробивались туда, куда езды по доброй дороге часа три-четыре. Прибыли, разгрузились. Надо, думаем, двигаться своим ходом обратно. Жаль технику оставлять – тогда каждая единица на счету была. А Абазаров не обманул. Прилетел, когда мы уже в пути были, Видим: вертолет – над нами, сделал круг, помахал крыльями, поблагодарил, значит. И за доставленное оборудование, и за то, что технику не бросили. Нам такое внимание – лучше премии. И вдень аварии мы не о премиях думали ...

Отрезанный сваркой остаток трубы подцепили тросом к гусеничному вездеходу. Рыча и выворачивая глыбы береговой глины, техника натужно тянула нефтеналивной трубопровод из болотистого ила, мгновенно поглотившего трубу вместе с задвижкой, перевитой в честь праздника красной лентой. Трос звенел от напряжения, потом, ухнув глухим выстрелом, оборвался.

Понадобились водолазы. Дежурный вездеход Василия Николаевича Пузикова направился по бездорожью в Нижневартовск за специалистами-подводниками.Прибыли к утру. Вода уже поглотила отрезок трубопровода, который еще вчера цепляли с суши. Водолазы спустились на дно, закрепили тросы. И снова гусеничные гиганты, рыча и выплевывая выхлопы, пытались очистить дно причала от опасной помехи. Труба не поддавалась. Техника вырывала её из воды кусками.

В конце третьего дня трубу вытащили, причал восстановили. Танкеры снова стали подходить к Р-8.По большому счету, каждый из ветеранов может припомнить не одну такую историю. Тогда многое происходило впервые и было полигоном испытаний крепости не раздавали ордена. Рабочий почет и слава к Василию Николаевичу Пузикову пришли много позже: медали «За трудовую доблесть» и «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса» он получил в 1986 году. В 70-м – медаль «За доблестный труд», в 95-ом – орден «Знак Почета». Почетных грамот не счесть. За каждой наградой – трудовые победы. А запомнилась эта, неотмеченная, зато общая, в тот памятный исторический день.

Т. АЛЕШИНА


Дата загрузки: 02.07.2004

Возврат к списку